ОБОБЩЕНИЕ - РФ и Венесуэлу сближают нефть, газ, "Жигули" и бананы
18 октября 2010 года

Нефтегазовое сотрудничество, атомная энергетика, поставки автомобилей и совместные морские перевозки стали основными темами состоявшейся в пятницу встречи лидеров России и Венесуэлы. Стороны договорились о продаже российской стороне венесуэльских нефтяных активов британской ВР и констатировали временные сложности с газодобычей - первая скважина уперлась в базальт и оказалась неперспективной.

Не остались без внимания и другие сферы интересов - Россия будет поставлять в латиноамериканскую страну больше машин и оборудования, а взамен получать бананы и другую агропродукцию, некоторые образцы которой венесуэльский президент Уго Чавес преподнес своему российскому коллеге Дмитрию Медведеву.

ШОКОЛАД И БАНАНЫ

Президенты России и Венесуэлы на встрече в Кремле подтвердили стратегический характер партнерства между двумя странами и подписали план действий по развитию партнерства на 2010-2014 годы.

Экономические отношения России и Венесуэлы находятся на высоком уровне, но Медведев призвал активнее развивать взаимную торговлю и делать товарооборот более сбалансированным. Из России могли бы идти, прежде всего, машины и оборудование, из Венесуэлы - продукция сельского хозяйства.

Что касается последнего, то Чавес, что называется, показал товар лицом - подарил российскому коллеге венесуэльский шоколад и банановое варенье. В свою очередь, Медведев заявил, что Россия может вложить сотни миллионов долларов в производство бананов в Венесуэле. По словам президента РФ, только банановые плантации могут создать до 20 тысяч рабочих мест.

Также главы двух стран впервые обсудили возможности сотрудничества в области космоса. Правительства РФ и Венесуэлы заключили соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

БОЧКА НЕФТИ В ПОДАРОК

Медведев и Чавес отметили, что выходят на новые договоренности по целому ряду проектов, и взаимное сотрудничество уже не ограничивается, как раньше, военно-технической сферой. Активная работа ведется в нефтегазовой сфере, в частности, на нефтяных месторождениях Хунин-6 и Хунин-3 в нефтеносном поясе венесуэльской реки Ориноко. Доля российской стороны в СП составляет 40%, венесуэльской - 60%.

Работы в рамках проекта Хунин-6, как ожидается, начнутся уже в текущем году, а к 2017 году там планируется добывать до 450 тысяч баррелей нефти в сутки. Первую бочку нефти, которая будет добыта на месторождении, венесуэльский лидер щедро пообещал подарить России.

Получили развитие и другие совместные нефтяные проекты. Подписано соглашение о покупке крупнейшей российской частной нефтяной компанией "Роснефть" у венесуэльской Petroleos de Venezuela S.A. (PdVSA) 50-процентной доли в немецкой Ruhr Oel Gmbh за 1,6 миллиарда долларов. Эта перерабатывающая и сбытовая компания в равных долях принадлежит PdVSA и ВР. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина, курирующего в правительстве ТЭК, цена сделки абсолютно рыночная.

Ruhr Oel Gmbh владеет четырьмя НПЗ в Германии, таким образом, 18% перерабатывающих мощностей "Роснефти" будут располагаться в самом центре промышленной Европы, что поможет российской нефтекомпании нарастить объем переработки на 11,2 миллиона тонн нефти и выйти на международные рынки.

Также стороны согласовали покупку компанией ТНК-ВР активов ВР в Венесуэле - речь идет о долях в двух нефтяных проектах совместно с PdVSA и доле в НПЗ Petromonagas. Общая оценка активов - 850 миллионов - 1 миллиард долларов.

ТНК-ВР, получившая от совета директоров формальное одобрение на вступление в переговоры, ищет средства на покупку. Компания обратилась к 16 банкам за необеспеченным кредитом на 2 миллиарда долларов. Предполагается, что половина этой суммы пойдет на покупку активов - возможно, именно венесуэльских.

ГАЗ ПЕРЕКРЫЛО БАЗАЛЬТОМ

В газовой отрасли сотрудничество России и Венесуэлы пока не принесло столь зримых плодов. "Газпром" в настоящее ведет геологоразведку на двух газовых блоках в Венесуэле - Урумако-1 и Урумако-2 - в рамках проекта "Рафаэль Урданета". Но, по словам Сечина, бурение первой поисковой скважины не дало результата, и продолжение работ было признано неперспективным.

В ходе работ российская компания сталкивалась с базальтовыми плитами, было сломано несколько дорогостоящих инструментов. С венесуэльскими партнерами достигнута договоренность о возможности замены этого участка на новые блоки, сообщил вице-премьер.

Тем не менее, перспективы по газу у сторон хорошие, отметил Сечин. По его словам, "Газпром" может принять участие в создании генсхемы газовой отрасли Венесуэлы.

Стороны договорились и о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, в частности, о строительстве первой АЭС в Венесуэле. По словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, на это понадобится десять лет или даже меньше.

Среди приоритетных направлений он назвал подготовку кадров для атомной отрасли Венесуэлы, а также разработку законодательства, которое "должно быть создано безукоризненно с точки зрения международного права, норм и правил МАГАТЭ". Также российские специалисты намерены принимать участие в программах радиационной безопасности Венесуэлы.

В свою очередь, президент России заверил, что сотрудничество РФ и Венесуэлы в ядерной энергетике никому не угрожает и даст этой стране энергетическую независимость.

"НИВА", БАНК И ПАРОХОДЫ

Не остались за кадром и другие аспекты совместной работы, не связанные с энергетикой. Крупнейший российский производитель легковых автомобилей ОАО "АвтоВАЗ" и венесуэльская корпорация Corpivensa определились с параметрами сборочного производства в Венесуэле. Ранее российский автогигант договорился с венесуэльской госкомпанией Suvinca о поставках ей 2,25 тысячи автомобилей "Лада".

Чавес признался в симпатиях к российской автопродукции. По его оценке, это очень неплохой вариант по соотношению цена/качество: машины западного производства стоят около 20 тысяч долларов, а российские порядка - 8 тысяч долларов.

Он вспомнил, что 20 лет назад водил "Ниву". "Вы не представляете, как я мчался по Венесуэле на этой машине... Но ничего не испортилось (в машине), очень мало бензина тратит", - сказал он. В ходе нынешнего визита ему вновь удалось поездить на российском автомобиле.

В судостроении также наметился прогресс - Новороссийское морское пароходство (ОАО "Новошип", группа компаний "Совкомфлот") и венесуэльский морской перевозчик PDV Marina S.A. договорились о создании совместного предприятия. Соглашение предусматривает, в частности, организацию совместных перевозок на судах разных типов и видов, а также удешевление экспортных венесуэльских грузов за счет снижения затрат на морской транспорт.

Также, по словам Чавеса, Венесуэла готова вложить значительные средства в российско-венесуэльский банк, соглашение о котором было подписано в прошлом году. "Ты сказал, что вложишь туда любые деньги, и мы тоже готовы", - сказал венесуэльский лидер, обращаясь к своему российскому коллеге.