Россия неверно трактует энергетическую политику Ашхабада - МИД Туркмении
28 октября 2010 года
МИД Туркмении заявил, что появившиеся в российских СМИ со ссылкой на официальных лиц РФ сообщения дают необоснованную трактовку некоторых аспектов энергетической политики Туркменистана, в том числе связанных с выводом туркменских энергоносителей на международные рынки.
"В частности, со ссылкой на официальные лица Российской Федерации, говорится о некоем "замораживании" проекта Прикаспийского трубопровода, равно как и отсутствии у Туркменистана перспектив сотрудничества в газовой сфере на европейском направлении. Одновременно делаются утверждения о готовности российских компаний "подключиться" к реализации проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ)", - говорится в распространенном в четверг заявлении МИДа Туркмении.
МИД Туркменистана заявляет, что "подобного рода информация не имеет под собой никаких оснований, а высказывания, приведенные в публикациях, расцениваются в Туркменистане как попытка помешать нормальному ходу международного сотрудничества страны в энергетической сфере".
Туркменская сторона в соответствии с документами, подписанными Туркменией, Россией и Казахстаном в 2007 году, приступила к строительству своего участка Прикаспийского газопровода. "Поэтому сообщения о приостановке реализации этого проекта, основанные на высказываниях российских официальных лиц, вызывают недоумение. По-видимому, заявляющая сторона не выполняет либо не желает выполнять взятые на себя обязательства", - заявил МИД Туркмении.
"Столь же голословны утверждения об отсутствии у Туркменистана возможностей работы на европейском газовом рынке", - говорится в заявлении.
Туркменское внешнеполитическое ведомство подчеркивает, что Туркменистан, в соответствии с нормами международного права и на взаимовыгодной основе, "будет и впредь развивать эффективное энергетическое сотрудничество с Европой, что особенно актуально в условиях, когда российская сторона снизила объемы закупок туркменского природного газа".
Что касается сообщений о готовности российских компаний участвовать в осуществлении проекта ТАПИ, то МИД Туркмении заявляет, что "вопросы участия компаний других государств, не являющихся участниками проекта, могут решаться странами, непосредственно вовлеченными в проект - Туркменистаном, Афганистаном, Пакистаном и Индией, по совместной договоренности".
Туркменское внешнеполитическое ведомство также отмечает, что Туркменистан осуществляет свою энергетическую политику и развивает взаимовыгодные партнерские связи по самому широкому географическому спектру, неукоснительно соблюдая взятые на себя обязательства, и контрпродуктивно ставить под сомнение принципы взаимоотношений Туркменистана с партнерами через не подтвержденные фактами заявления в СМИ.
"В Туркменистане надеются, что впредь в своих высказываниях официальные лица России будут руководствоваться чувством ответственности и реализма", - говорится в заявлении МИДа Туркмении.
Вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий в российском правительстве ТЭК, заявил 22 октября во время визита президента Дмитрия Медведева в Туркмению, что "Газпром" может стать участником консорциума по реализации проекта трансафганского газопровода, и эта тема поднималась в переговорах с туркменскими партнерами. По словам Сечина, формы участия "Газпрома" в проекте ТАПИ "могут быть разными, в зависимости от того, как партнеры видят себе это сотрудничество. Возможно, как подрядчик, как проектант, как полноправный участник консорциума".
Сечин заявил также, что у проекта газопровода Nabucco, предназначенного для транспортировки газа из каспийского региона в Европу в обход России, нет никаких перспектив. "С учетом оценок туркменской стороны и европейских экспертов, и мировых экспертов, текущая рыночная ситуация на газовом треке позволяет сказать, - и я об этом говорю без сарказма, - что перспектив у Nabucco нет", - заявил Сечин.
Проект Nabucco, оцениваемый в 7,9 миллиарда евро, предполагает транспортировку природного газа из каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Газопровод протяженностью 3,3 тысячи километров рассчитан на ежегодную транспортировку 31 миллиарда кубометров газа, что составит не более 5% потребностей Евросоюза в этом топливе в 2020 году.
По словам Сечина, у России и Туркмении "примерно одинаковые оценки" европейского рыка потребления - в ближайшие 3-4 года европейский рынок будет расти очень небольшими объемами.
Сечин сообщил также, что "Газпром" намерен выполнять договоренности с Туркменией и закупать в рамках заключенных в прошлом году контрактов 10-12 миллиардов кубометров газа в год. Действующие контракты предусматривают поставки в объеме до 10-30 миллиардов кубометров газа в год.
Вице-премьер РФ также подчеркнул, что "мы не замораживаем прикаспийский проект, мы имеем в виду реализацию всех договоренностей по нашему газовому сотрудничеству, но приоритеты будут определяться рыночной ситуацией".