"Газпром" ожидает восстановления спроса на газ в Европе в 2011-2012 годах
12 января 2011 года

"Газпром экспорт" ожидает восстановления спроса на газ в Европе если не в 2011, то в 2012 году, сообщил начальник управления структурирования контрактов и ценообразования ООО "Газпром экспорт" Сергей Комлев в интервью журналу "Газпром".

"Ведущие мировые консалтинговые компании единодушны в вопросе о сроках восстановления спроса на природный газ в Европе, который в 2009 упал на 6% по сравнению с рекордным уровнем потребления 2008 года. Восстановление спроса, по их мнению, произойдет если не в 2011, то во всяком случае в 2012 году", - сказал он.

При этом Комлев отметил, что в вопросе о том, когда исчезнет избыточное предложения газа, которое оказывает давление на спотовые цены в Европе, единства мнений нет.

"Причем взгляды производителей и потребителей существенно расходятся. "Газпром экспорт" считает, что европейский рынок сбалансируется не позднее 2015 года. Норвежцы в лице министра нефти Терье Риис-Йохансена полагают, что спрос и предложение уравновесят друг друга еще раньше. В том же духе недавно высказался и министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи", - сказал он.

Мнение потребителей выражает Международное энергетическое агентство, которое в ноябре текущего года озвучило следующий сценарий развития: дисбаланс между спросом и предложением сохранится до 2020 года. Оценивая дисбаланс как отношение спроса к наличной мощности газопроводов и заводов по регазификации, МЭА заявляет, что глобальный пик превышения спроса над предложением придется на 2011 год, когда на спотовые цены будут давить избыточные 200 миллиардов кубометров газа, что на 70 миллиардов кубометров больше, чем в кризисном 2009 году.

"Время покажет, чей прогноз окажется точнее, однако нельзя не отметить, что, несмотря на прогнозируемое МЭА увеличение избыточного предложения газа в 2010 году, разрыв между спотовыми ценами и показателями долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой на европейском рынке уже начал сокращаться. В 2009 году он превышал 150 долларов за тысячу кубометров, осенью текущего года сократился до 60 долларов, а с наступлением холодной погоды в начале декабря этот разрыв фактически исчез. Если сближение цен происходит в условиях роста предложения, это значит, что дело не только в дополнительных объемах газа, которые пришли с других рынков", - считает Комлев.

Он полагает, что в 2009-2010 годах негативное влияние на спотовые цены оказывали вынужденные продажи газа со стороны конечных потребителей в Европе, которые заключили контракты в 2008 году незадолго до кризиса и ошиблись в оценке своих реальных потребностей. В отличие от долгосрочных экспортных контрактов "Газпрома", которые предоставляют импортерам возможность (после частичной оплаты) получить невыбранный газ через несколько лет (так называемый make-up-газ), конечные потребители связаны с импортерами короткими (1-2 года) контрактами с жесткими обязательствами по выбору фиксированных объемов.

"Альтернативой выплаты стопроцентного штрафа, равного стоимости невыбранного газа, является продажа невостребованного газа на спотовом рынке, 1 октября 2010 года в Европе начался новый газовый год, старые контракты истекли, а вместе с ними прекратились и вынужденные продажи газа на споте", - пояснил Комлев.

Он добавил, что исторически, исключая только единственный случай зимы 2009-2010 года, в зимнее время цены спота всегда были выше показателей долгосрочных контрактов.

"Возможно, что ситуация с зимними ценами вернется в нормальное русло уже в этом году, во всяком случае спотовые цены уже начали реагировать на погодные условия, чего не наблюдалось прошлой зимой", - полагает Комлев.

Он также подчеркнул, что снижение контрактных цен до уровня спотовых в условиях превышения предложения над спросом вызовет только корректировку спотовых котировок в сторону еще большего снижения, что послужит поводом для новых требований по пересмотру показателей по долгосрочным контрактам с нефтепродуктовой привязкой. По словам Комлева , в таком случае инициируется самопроизвольный цикл вытеснения газа, поставляемого по долгосрочным договорам, спотовыми объемами.

"Нет ничего необычного в том, что цены долгосрочных контрактов в случае сбалансированности спроса и предложения могут превышать спотовые. Не надо забывать, что наши долгосрочные контракты - это не просто договоры о продаже определенных объемов газа. Это фактически сервисные контракты, которые содержат обязательства поставщика по предоставлению разнообразных услуг. Потребление природного газа сильно зависит от непредсказуемых погодных условий, поэтому гибкость поставок высоко ценится покупателями. Так, дневные номинации по нашим контрактам в некоторых случаях могут меняться до четырех раз в сутки, они могут колебаться от 0 до 115% суточных контрактных объемов. Причем эти объемы должны быть обеспечены соответствующими транспортными мощностями, расходы по бронированию которых несет поставщик", - пояснил он.

Комлев подчеркнул, что нигде в мире система спотового ценообразования на газ безоговорочно не оправдала себя.

"По мере того как Европа становится все более импортозависимой, судьбы собственной газовой отрасли все меньше волнуют Еврокомиссию, тем более что перед странами ЕС ставится стратегическая задача замещения ископаемых энергетических ресурсов, в том числе газа, возобновляемыми. Этим, в частности, объясняется и прохладное отношение Еврокомиссии к добыче сланцевого газа в самой Европе. Игнорирование стратегических интересов отрасли характерно и для некоторых партнеров "Газпрома", за последние годы превратившихся в универсальные энергетические компании, которые не заботятся о поддержании цен на газ, гарантирующих его производителям возврат долгосрочных инвестиций. Для универсальных энергетических компаний главное - оптимизировать портфель энергоресурсов", - отметил он.

Комлев добавил, что вопрос о долгосрочных инвестициях имеет для газовой отрасли исключительное значение. На недавней совместной министерской встрече Международного энергетического форума и Международного газового союза была озвучена такая цифра: для компенсации падения добычи существующих газовых месторождений отрасли в течение 25 лет потребуется 7,1 триллиона долларов.

Добыча "Газпрома" в 2010 году выросла на 10% - до 508,6 миллиарда кубометров против 461,5 миллиарда в прошлом году, экспорт сохранился на уровне 140 миллиардов кубометров.

Глава "Газпрома" Алексей Миллер рассчитывает, что при сохранении темпов восстановления российской экономики к концу 2011 году холдинг может вернуться к докризисному уровню добычи газа. В докризисном 2008 году "Газпром" добыл 549,7 миллиарда кубометров газа. План "Газпрома" по добыче на 2011 год, озвученный в июне, составляет 528,6 миллиарда кубометров, на 2012 год - 542,4 миллиарда кубометров, на 2013 год - 565,5 миллиарда кубометров.

В декабре совет директоров ОАО "Газпром" принял к сведению информацию о развитии производственных мощностей компании на период до 2015 года и отметил, что текущая оценка рынков газа позволяет ожидать добычу к 2015 году ниже ранее озвученных показателей - на уровне 570-580 миллиардов кубометров. В докризисном 2008 году, когда добыча "Газпрома" была на уровне около 550 миллиардов кубометров газа, глава холдинга Алексей Миллер заявлял, что уже в 2010 году она может вырасти до 570 миллиардов кубометров, а в 2015 году составить уже 610-615 миллиардов кубометров.

Зампред правления "Газпрома", глава "Газпром экспорта" Александр Медведев сообщал, что "Газпром" планирует в 2011 году увеличить экспорт газа в Европу до 150-155 миллиардов кубометров.