Цены на дизельное топливо в РФ по-прежнему завышены - глава ФАС
13 апреля 2011 года
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев считает, что цены на дизельное топливо в РФ остаются по-прежнему высокими, несмотря на понижение в феврале-марте.
ФАС в начале февраля возбудила "третью волну" антимонопольных дел против нефтяных компаний. По мнению ведомства, "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" устанавливали и поддерживали монопольно высокие цены, изымали дизтопливо из обращения, создавали дискриминационные условия при поставках товара сторонним компаниям. ФАС также пригрозила, что может возбудить аналогичные дела против ОАО "ТНК-ВР", ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "АНК "Башнефть".
В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
В феврале, по данным Росстата, нефтяные компании снизили свои цены на бензин на 1,5%, в марте - на 0,8%. Сами нефтяники утверждали, что дизтопливо и бензин в среднем у них подешевели на 4-5%.
"Цены сейчас на бензин примерно соответствуют мировым, а по дизельному топливу они по-прежнему выше, чем они должны быть в России", - сказал Артемьев в среду в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
Артемьев отметил, что искусственное завышение цен на данный нефтепродукт компании объяснили своим участием в так называемой "программе содействия сельскому хозяйству".
"Они согласились с установками правительства и взяли на себя обязательство, что будут торговать в период посевной компании по ценам ноября прошлого года минус 10 процентов. Поскольку в основном это дизельное топливо, они говорят, что тем самым они компенсируют эти издержки", - сказал он.
Глава ФАС добавил, что дела в отношении "большой тройки" нефтяных компаний еще не закончены.
"В силу совершенно непонятных причин дизельное топливо стало стоить по всей стране больше, чем 95-ый бензин. Это полный абсурд и наглость, когда компании вывели в ремонт свои заводы, совершенно искусственным образом создали дефицит на рынке, тем самым вызвали сумасшедший рост цен дизельного топлива у самих же себя и еще приходили к ФАС и говорили, что все нормально", - отметил он, добавив, что данные компании будут оштрафованы за это снова.
Артемьев напомнил, что ФАС также инициировала более 40 дел в российских регионах, чтобы "призвать к порядку" областных нефтяных монополистов, как правило, "дочки" больших компаний, и "сбить цены" на дизельное топливо в регионах.
"Сегодня я могу ответственно сказать, что касается бензина - цены соответствуют мировым сегодня в наших регионах. Что касается дизельного топлива - пока нет. Но мы... еще сделаем по этому поводу специальные выводы, просто сопоставив две цифры между собой", - заключил он.
Общая сумма штрафов, наложенных на нефтяные компании в рамках "двух волн" антимонопольных дел в 2008-2009 годы, составляла примерно 26 миллиардов рублей, причем в рамках "второй волны" дел санкции были жестче. Однако позднее ведомство заключило несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии до 15 миллиардов рублей.