Резерва топлива в РФ в 2 млн т хватит для покрытия возможного дефицита - "РИА-Аналитика"
13 июля 2011 года
Идея создания резерва топлива на базе государственного ОАО "Роснефтегаз" в объеме 2 миллиона тонн вполне целесообразна, данный объем достаточен для покрытия возможного дефицита топлива в РФ, считают эксперты "РИА-Аналитика".
Министр энергетики РФ Сергей Шматко в среду заявил, что необходимый объем создаваемого в России резерва нефтепродуктов составляет до 2 миллионов тонн. Он также отметил, что закупки будут производиться по рыночным ценам, но не за счет средств бюджета, а за счет собственных средств "Роснефтегаза" или кредитов. При этом необходимый объем топлива для резерва не будет изъят с рынка одномоментно. По его словам, регулироваться система резервирования будет постановлением правительства РФ. Шматко подчеркнул, что система резервирования топлива должна быть коммерчески эффективной.
Глава Минэнерго сказал, что резервирование топлива через "Роснефтегаз" начнется в июле-августе текущего года.
УДАЧНАЯ ИДЕЯ
"Идея о создании госрезерва топлива вполне целесообразна. Странно, что такое решение не было принято в прошлом году, когда цена нефти была в полтора раза ниже, чем сейчас", - отмечают эксперты. По данным "РИА-Аналитика", Китай активно формировал свои госрезервы в 2009 году. У стран ЕС обязательный резерв нефтепродуктов накоплен уже достаточно давно и составляет около трех месяцев от среднего потребления.
Эксперты считают, что заявленного объема в 2 миллиона тонн топлива вполне достаточно для покрытия возможного дефицита топлива в стране.
"Во всяком случае, 2 миллиона тонн хватило бы, чтобы в короткие сроки погасить дефицит в регионах, где он наблюдался в мае-июне текущего года", - считают эксперты. Аналитики отмечают, что с учетом запасов топлива в оптовой и розничной торговле, российское потребление бензина после создания резервов может покрываться на срок до месяца.
Кроме того, объем резерва в 2 миллиона тонн вполне достаточен и с позиций финансовой целесообразности. Эксперты "РИА-Аналитики" подсчитали, что закупка такой корзины (взвешенной по видам топлива) на рынке, исходя из майских цен производителей, обошлась бы в 35-36 миллиардов рублей.
Увеличение объема резерва, по мнению аналитиков, экономически нецелесообразно, так как при благоприятном развитии событий топливо не будет востребовано.
"Таким образом, тему физического дефицита топлива в случае формирования резерва, можно считать закрытой", - делают вывод эксперты "РИА-Аналитика".
НО ЕСТЬ И НЕГАТИВ
При этом эксперты отмечают ряд факторов, которые могут оказать негативное влияние. В частности, помимо юридических и процедурных аспектов, важным фактором является реализация механизма доставки топлива потребителям из резерва в случае возникновения дефицита.
На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин раскритиковал нефтекомпании за невыполнение их обязательств по углублению нефтепереработки и чрезмерное увлечение экспортом сырой нефти и полуфабрикатов. В качестве одной из мер предотвращения дефицита топлива в стране он озвучил формирование резерва нефтепродуктов на базе государственного "Роснефтегаза". Контракты о создании резервов топлива с "Роснефтегазом" уже подписали ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть".
ОАО "Роснефтегаз" учреждено в 2004 году федеральным государственным унитарным предприятием "Внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт" и является владельцем 75,16% акций крупнейшей российской нефтяной компании ОАО "НК "Роснефть" и свыше 10% "Газпрома".
"Роснефтегаз" не ведет операционную деятельность. Уставный капитал компании в настоящий момент составляет 253,461 миллиарда рублей. Государство через Росимущество владеет 100% акций "Роснефтегаза".