РФ изучает возможность поставок газа КНДР в случае сворачивания ею ядерной программы - СМИ
21 июля 2011 года

Москва изучает возможность поставок газа КНДР при условии сворачивания этой страной ядерной программы, вызывающей озабоченность мирового сообщества, пишет газета "Московские новости" в номере за пятницу.

По данным издания, "Газпрому" дано поручение подготовить проект организации поставок газа в Северную Корею.

Идея такого варианта политического урегулирования ситуации вокруг северокорейской ядерной программы в преддверии предстоящего в сентябре 2012 года саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке возникла у МИД РФ и была принята Кремлем в качестве перспективной задумки, отмечает газета, ссылаясь на свои источники. Официальными комментариями российского внешнеполитического ведомства газета не располагает.

Майский саммит "большой восьмерки" во французском Довиле назвал ситуацию с ядерной программой КНДР "угрозой глобальной стабильности". Лидеры G8 в очередной раз призвали Пхеньян вернуться к многосторонним переговорам, которые были прерваны четыре года назад.

Издание отмечает, что за неделю до встречи G8 в Пхеньяне побывал глава Службы внешней разведки России Михаил Фрадков. Как сообщило Центральное телеграфное агентство КНДР, состоялась его беседа с Ким Чен Иром, "проходившая в дружеской и радушной атмосфере", а также торжественный обед. Позднее - 28 июня - "Газпром" сообщил, что в офис компании в Москве приезжал посол КНДР в РФ Ким Ен Дже. Как отмечалось в пресс-релизе, стороны обсудили вопросы энергетического сотрудничества. Источник в компании рассказал газете, что дипломат приезжал обговорить визит главы концерна Алексея Миллера в Пхеньян для того, чтобы начать переговоры о строительстве газопровода - отвода от магистрали Сахалин-Хабаровск-Владивосток и создании газовой инфраструктуры на территории КНДР. Спустя несколько дней в северокорейскую столицу прибыла делегация "Газпрома" во главе с производственным зампредом Александром Ананенковым. В ходе трехдневного пребывания в КНДР представители российского концерна встречались с заместителем председателя кабинета министров Кан Сок Чу и провели рабочее совещание с министром нефти КНДР Ким Хи Ен "по актуальным вопросам сотрудничества в области энергетики".

Как пишет издание, в "Газпроме" категорически отказались официально комментировать северокорейские переговоры. Источник, близкий к совету директоров компании, говорит, что с точки зрения экономики первоочередным интересом являются поставки трубопроводного газа в Южную Корею. Соответствующий межправительственный меморандум уже давно подписан между Москвой и Сеулом. Корейская Kogas готова покупать 10 миллиардов кубометров газа в год, но ей нужны гарантии транзита, которые при нынешнем состоянии отношений с северным соседом невозможны и бессмысленны. Последний раз Алексей Миллер обсуждал в Пхеньяне возможность транзита газа на Юг в 2005 году, когда шестисторонние переговоры об урегулировании ядерного вопроса на Корейском полуострове активизировались и внушали определенный оптимизм. Однако до дела так и не дошло.

По данным "МН", Москва приблизительно оценивает потребности КНДР в газе "до 10 миллиардов кубометров". Судя по всему, "Газпрому" поручено изучить не только вопросы поставки и распределения газа в КНДР, но и то, как обеспечить из этого газа производство электроэнергии, пишет издание.

Северная Корея объявила себя ядерной державой в 2005 году, в 2006 и 2009 годах провела ядерные испытания, на которые Совет Безопасности ООН отреагировал санкциями. В резолюциях 1718 и 1874, помимо санкций, содержится требование к КНДР не проводить ядерные испытания и запуски баллистических ракет, отказаться от намерения обладать ядерным оружием и вернуться к переговорам по денуклеаризации Корейского полуострова.

В конце ноября 2010 года КНДР официально подтвердила сведения о расширении своей ядерной программы, объявив о нескольких тысячах действующих центрифуг на предприятии по обогащению урана в Йонбене. Инспекторы МАГАТЭ наблюдали за деятельностью в Йонбене до апреля 2009 года, когда КНДР прекратила все сотрудничество с агентством и выслала его специалистов с территории страны.