Макроэкономика и регулирование в 2011 году: неопределенность, нефтяная игла и рост налогов
10 января 2012 года
Минувший год не принес России ощущения уверенности в завтрашнем дне: эксперты в один голос твердят о глобальной нестабильности и второй волне кризиса, а российские власти говорят, что готовы к ухудшению макроэкономических условий и рассматривают сценарии, которые помогут сохранить стабильность в российской экономике.
Все это происходит на фоне растущих цен на нефть, улучшения прогнозов по росту российской экономики, профицита бюджета в 2011 году и увеличения госрасходов на ближайшие годы.
Резервный фонд, который должен был быть ликвидирован, в 2011 году, наоборот, наполнился нефтяными поступлениями и прекрасно себя чувствует, в отличие от карьеры своего отца-основателя - экс-министра финансов Алексея Кудрина, который, вступив в полемику относительно роста военных расходов, закрыл за собой дверь в мире госфинансов и был в 24 часа отправлен в отставку в сентябре. Впрочем, тем самым для Кудрина автоматически открылись двери в большую политику.
ВСЕ ХОРОШО, НО НЕ ХВАТАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Минэкономразвития в 2010 году прогнозировало, что рост ВВП в 2011 году составит 3,5% при цене на нефть марки Urals 75 долларов за баррель, однако в дальнейшем прогноз корректировался, и последние уточнения уже пророчат рост экономики в прошлом году на 4,2% при цене нефти 109 долларов за баррель.
В конце года министерство оптимистично сообщило, что темп роста ВВП может быть повышен и до 4,5%, но эти показатели уже будут зависеть от Росстата и его уточнений.
Основным фактором роста цен на нефть стали беспорядки в странах Ближнего Востока и Северной Африки весной 2011 года. Цена на нефть в прошлом году неоднократно била рекорды роста, достигнув своего максимума в апреле - 119,44 доллара за баррель в среднем за месяц. При этом власти весьма осторожно оценивают приток инвестиций в Россию, ожидая их на уровне 6%, прогноз по росту промпроизводства пока также сохраняется на уровне 4,7%.
Более того, прогноз по оттоку капитала из РФ увеличен от нуля до 80 миллиардов долларов, причем есть вероятность, что последний показатель может быть и больше. Однако власти и эксперты успокаивают себя тем, что отток связан с общим уходом капитала с развивающихся рынков в условиях мировой нестабильности.
Международные организации тоже не замечены в оптимизме: они планомерно в течение года снижали прогнозы роста российской экономики до уровня около 4% в год. На их взгляд, зависимость России от нефтяных цен очень высока, и их снижение может вогнать страну в стагнацию или даже рецессию.
Проблемы бюджетного дефицита в США, долги Греции, Ирландии и Португалии, возможность распада европейского валютного союза, лихорадка курса евро будут негативно влиять на ситуацию в России. Неудивительно, что, имея в виду нарастающую неопределенность и не особенно эффективные усилия властей США и Европы, бывший вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин в ноябре констатировал - вторая волна мирового финансового кризиса началась.
Впрочем, в сухом остатке по итогам 2011 года Россия имеет рекордно низкую инфляцию на уровне около 6,2% вместо ожидавшихся ранее 7,5% и профицит бюджета примерно 0,8-1,0% ВВП против обещанного в прошлом году дефицита в 3,6% ВВП (позднее прогноз был улучшен до 1,3% ВВП, а затем и до нуля).
На фоне тотального роста доходности по облигациям европейских стран достижением выглядит первое в истории России размещение на внешнем рынке рублевых евробондов.
В феврале прошлого года Россия разместила евробонды, номинированные в национальной валюте, с погашением в 2018 году на 40 миллиардов рублей с доходностью 7,85% годовых. В мае Россия доразместила выпуск рублевых евробондов, при этом его объем превысил объем первоначального выпуска и составил 50 миллиардов рублей.
Выпуск рублевых евробондов РФ на 90 миллиардов рублей стал самым крупным еврооблигационным выпуском, номинированным в национальной валюте. Впрочем, уже в конце прошлого года Минфин заявил, что опыт был удачным, однако в 2012 году повторять его Россия не собирается.
ЕСТЬ ЕЩЕ РЕЗЕРВ
Еще одним достижением года стало пополнение Резервного фонда, который должен был исчезнуть в начале 2011 года, однако, наоборот, пополнится. Ожидалось, что одна из составных частей "госзаначки", куда в тучные времена складывались сверхдоходы от экспорта нефти, - Резервный фонд - в 2011 году будет практически исчерпана. Изначально предполагалось, что из 40 миллиардов долларов, находившихся в Резервном фонде на конец ноября 2010 года, 15-20 миллиардов долларов в декабре пойдут на покрытие дефицита бюджета, а еще 10 миллиардов долларов потратят в 2011 году. Однако высокие цены на нефть изменили планы властей наполнять "подушку безопасности" нефтедолларами с 2013 года, и по итогам 2011 года она увеличится примерно до 1,8 триллиона рублей.
Фонд национального благосостояния (ФНБ), размер которого составляет около 2,8 триллиона рублей, по-прежнему планируется расходовать незначительно, и существенно его объем за этот год не изменился.
Что характерно, "отец" антикризисных запасов страны - Кудрин - комментировал их наполнение уже с позиции эксперта и политика. Уход Кудрина, 11 лет возглавлявшего Минфин, с ключевых постов стал кадровой сенсацией года. В конце сентября он был отправлен в отставку из-за разногласий с президентом Дмитрием Медведевым по поводу расходов на военные цели.
После отставки Кудрина исполнять его обязанности стал замминистра Антон Силуанов, который в декабре стал полноценным министром, отбросив приставку "и.о.". Кудрин же был исключен из состава ряда комиссий и рабочих групп, ушел с должностей в банковской сфере и международных структурах. После отставки ему предлагали возглавить ЦБ, либо в будущем стать главой администрации Кремля. Сам он держал паузу, а затем появился на проспекте Сахарова 24 декабря, выступив на митинге оппозиции.
ХОТЕЛИ УЙТИ, НО ПОКА НЕ СМОГЛИ
Российские власти в 2011 году нацеливались на снижение своего участия в экономике, однако, кроме громкого ухода высокопоставленных чиновников правительства и сотрудников администрации президента из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, пока существенных успехов не достигли.
Так, в августе был объявлен расширенный список приватизации крупных компаний. Из шести активов обозначенной ранее "топ-десятки" до 2017 года государство уйдет вовсе, в отдельных случаях сохранив за собой дающую особые права "золотую акцию". В других предприятиях темпы приватизации ускоряются либо сокращаются ее сроки. Всего стоимость предлагаемых к продаже до 2017 года госактивов предварительно оценивается в 6 триллионов рублей, что превышает 10% от ВВП РФ.
Однако из запланированных крупных продаж удалось провести только приватизацию пакета акций ВТБ (в феврале 2011 года был продан 10-процентный госпакет акций, что принесло в казну 95,7 миллиарда рублей, доля государства снизилась до 75,5%), а вот приватизация 7,6% акций Сбербанка и еще одного 10-процентного пакета ВТБ переносится уже на этот год. Тогда же будут обсуждаться и продажи долей в Мурманском и Архангельском портах, авиакомпании "Сибирь" , "СГ-Транс", порту Ванино . Кроме того, в 2012 году возможна продажа страховой компании "Югория", 100% акций ОЗК, почти 8% акций "РусГидро" и около 4% ФСК ЕЭС . А вот приватизация блокпакета "Совкомфлота", намечавшаяся на 2011 год, вряд ли начнется раньше 2013 года. Приватизация крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" в 2012 году также пока остается под вопросом.
НА ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЕДИНЕНИЯ
В прошлом году Россия была официально принята во Всемирную торговую организацию (ВТО), членство в которой пыталась получить с 1993 года - соответствующее решение министры стран-членов ВТО одобрили на конференции в середине декабря. Ради членства в ВТО страна согласилась снизить таможенные пошлины на импортные товары, ограничить пошлины на экспорт, а также допустить на российский рынок иностранных поставщиков ряда услуг. Российские власти заверяют, что смогли договориться о максимально выгодных для России условиях - экспортные пошлины сохранятся на благоприятном для отечественных предприятий уровне. Россия может стать полноправным членом организации уже летом 2012 года, для этого парламенту нужно ратифицировать заключенные соглашения.
Еще одно достижение на ниве единения - это подписанное в конце года президентами стран Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана - решение о вводе в действие с 1 января 2012 года пакета из 17 международных договоров Единого экономического пространства (ЕЭП). Пакет документов позволит создать условия для свободного движения товаров, капиталов и рабочей силы между странами. Ранее лидеры стран ТС договорились о создании Евразийской экономической комиссии, которая будет руководить интеграцией в формате будущего ЕЭП и действующего Таможенного союза.
НАЛОГИ НА БИЗНЕС И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Несмотря на регулярные заявления властей о том, что налоговая нагрузка в России больше повышаться не будет, в прошлом году без этого не обошлось. В 2011 году было решено, что курильщики, любители крепких напитков и потерявшие работу топ-менеджеры с начала этого года станут больше платить в казну. Так, в прошлом году было принято решение о повышении акцизов на табак и алкоголь, причем достаточно быстрыми темпами - 40-45% в год.
Ставки акцизов на моторное топливо в 2011 году трогать не стали - с 2010 года они растут на 1 рубль за литр, и так будет до 2014 года. Впоследствии решено индексировать их на темп инфляции. Правда, в прошлом году законодатели предусмотрели более существенную дифференциацию акцизов на моторное топливо разных экологических классов. Это будет приводить к тому, что в 2013-2014 годах акцизы на моторное топливо высоких экологических классов будут даже ниже чем сейчас.
После непродолжительной дискуссии осенью законодатели ввели налогообложение "золотых парашютов" - выплат, которые получают топ-менеджеры компаний при уходе с должности. Теперь при увольнении работника будет взиматься налог в 13% от суммы выплаты, превышающей его трехкратный средний месячный заработок.
В ушедшем году впервые была введена дифференцированная ставка НДПИ на газ для независимых производителей и "Газпрома" . В результате монополист заплатит примерно на 150 миллиардов рублей больше. В правительстве подчеркивают, что это не дискриминация "Газпрома", а учет того обстоятельства, что значительная часть его выручки и доходов формируется от экспортных поставок газа на внешние рынки, где прибыль значительно больше.
Прошлый год начался с повышения обязательных страховых взносов до 34% для широкого круга компаний, и до 26% - для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах. Однако решение долго не продержалось: под давлением бизнеса и из опасений, что большая его часть уйдет в тень, правительству пришлось срочно пересматривать принятые решения о повышении соцвзносов. В результате их суммарная ставка в 2012 году упадет до 30%, а для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивали страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, он уменьшится до 20%. Вместе с тем, на зарплаты свыше 512 тысяч рублей вводится регрессивная ставка 10%. В результате нагрузка на компании с высокими зарплатами (более 60 тысяч рублей) увеличится.
В 2011 году завершилась долгая дискуссия об унификации ставок экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты: в конце августа председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление о введении нового режима налогообложения нефтяной отрасли, согласно которому ставки экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть. Экспортная пошлина на сырую нефть, в свою очередь, снизилась - при ее расчете теперь учитывается 60% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну.
А из-за того, что в мае прошлого года резко подскочили цены на моторное топливо на внутреннем рынке, и в ряде регионов сложился дефицит, правительство установило повышенную пошлину на экспорт бензина и нефтепродуктов, которые являются сырьем для его производства - 90% от пошлины на нефть. С введением новой системы запретительная пошлина на бензин сохранилась.
ТРЕТИЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ
Власти РФ утвердили третий антимонопольный пакет поправок, который проходил согласования весь 2011 год. Впервые в законодательстве появится определение "картеля", под которым будет пониматься незаконное соглашение между конкурентами на рынке. Он нацелен на поддержку завышенных цен путем раздела рынка, создания искусственного дефицита и бойкота ряда покупателей.
Методика расчета штрафов за сговор и злоупотребление доминирующим положением теперь прописана в КоАП. На старте нарушителю будет начисляться не менее 8% от оборота (среднее между строгой "вилкой" 1% - 15%), а потом эта сумма уменьшается или увеличивается на один процентный пункт за каждое смягчающее и отягчающее обстоятельство.
В Федеральной антимонопольной службе не скрывают, что по "всей строгости закона" будут использовать эту новацию в отношении нефтяников. Они в 2011 году третий раз подряд получили штрафы из-за завышенных цен на топливо. Совокупный размер санкций в ушедшем году в отношении ЛУКОЙЛа , "Газпром нефти" , "Роснефти" и "Башнефти" составил 4,1 миллиарда рублей - значительно ниже, чем в предыдущие разы.
Однако в будущем ФАС не настроена на мягкость в разговоре с нефтяными компаниями, особенно если они не будут выполнять соглашения по модернизации НПЗ. Эти обязательства нефтяники взяли в ответ на встречный шаг правительства. Осенью оно отодвинуло на 1-3 года границы запрета использования в РФ бензинов стандартов "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4".